О заповедях Божиих - andrey-pervozvanniy

Перейти к контенту

Главное меню:

О заповедях Божиих

Если возлюбишь путь правды, обретешь вечную жизнь.
Преподобный Ефрем Сирин



Добрая христианская жизнь может быть у того, кто имеет в себе веру и старается жить по этой вере, делая добрые дела и исполняя волю Божию. Добрые дела есть выражение нашей любви. По слову апостола и евангелиста Иоанна Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

Мы получили от Бога особые средства для того, чтобы различать добрые дела от злых. Эти средства - закон Божий внутренний – совесть, и закон Божий внешний, или заповеди Божии.

Совесть - это внутренняя духовная сила или проявление духа в человеке. Как внутренний закон она присуща всем людям. Как духовная сила она требует развития и совершенствования в связи с другими душевными силами: с умом, сердцем и волей.

Со времени грехопадения ум человеческий помрачился, воля ослабла, чувство исказилось, душа человека потеряла устремленность к Богу. Человек постоянно имеет в себе «угрызения совести», сознавая свою греховность. Повреждение человека как образа Божия первородным грехом, оторванность души от духа выражены в словах Апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Чтобы человек всегда был на страже своей совести, Бог дал ему внешний закон – заповеди Божии.

Это произошло в ветхозаветные времена, когда иудейский народ был чудесно освобожден из египетского рабства. Тогда на пути в землю обетованную, в пустыне, на горе Синай, пророк Моисей получил от Бога Закон в виде десяти заповедей.

Они были написаны Духом Божиим на двух скрижалях, то есть каменных досках:

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Помни день субботний, чтобы освятить его; шесть дней работай, а день седьмой – Господу Богу твоему.
Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Эти заповеди даны не только народу израильскому, но и всему человечеству, потому что по сути своей они тот же закон, который написан в наших сердцах и соблюдается нашей совестью.

Господь Иисус Христос на вопрос одного юноши: «Что ему сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» - ответил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

В Своей Нагорной проповеди Спаситель произнес девять заповедей блаженств. В этих призывах Господь возвысил и углубил смысл десяти заповедей, данных на горе Синай: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду.

Иисус Христос учил понимать и исполнять их совершеннее, нежели их понимали до Его пришествия на землю. Он внушает верующим избегать нарушения заповедей не только делом, но и в самих мыслях и желаниях, требуя от них чистоты сердца.

На вопрос, какая наибольшая заповедь в законе, Спаситель ответил: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем разумением твоим; вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Разделение десяти заповедей на две скрижали означает, что в них заключается два вида любви – любовь к Богу и любовь к ближнему. На это и указывает нам Христос, говоря о двух заповедях.

Во время Тайной вечери Господь дает последние наставления своим ученикам и говорит новую заповедь о любви: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Новое в этой заповеди – не само учение любви, но указание на то, что христиане должны любить так, как любит Сам Христос.

Ветхозаветные заповеди указывают на то, что противоречит любви и отделяет человека от праведной жизни. В Евангелии истинная жизнь раскрывается в полноте как совершенная Божественная любовь.

Все евангельские заповеди - не повеления, а призывы, в ответ на которые человек может приобрести любовь, которую дает только Бог. Любовь – это высший дар Святого Духа. Сам Бог есть Любовь. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» - заповедал нам Христос.

Приобретая любовь, человек восстанавливает утраченную при грехопадении связь со своим Творцом. Благодать Божия, поселяясь в душе верующего как в храме, дает силы побеждать грех и соблюдать заповеди, в исполнении которых мы обретаем надежду на вечную жизнь.


Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога.
Преподобный Исаак Сирин

 
 
 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню