О крестном знамении и благословении священника - andrey-pervozvanniy

Перейти к контенту

Главное меню:

О крестном знамении и благословении священника

Когда ты творишь крестное знамение, вспоминай всю силу креста…
Святитель Григорий Богослов



«Знаменуя себя крестом, мы предаем себя водительству Господа нашего и ограждаем себя от дел, враждебных нам», - так писал верующим святитель Кирилл Иерусалимский.

Крест – это основной символ христианского вероисповедания. Во многих христианских катакомбах 2-4 веков можно найти разные символические изображения креста.


Знак креста с глубокой древности был символом вечной жизни, но у римлян крест служил орудием позорной казни. После искупительной Жертвы, совершенной Спасителем на Голгофе крест стал знамением спасения для истинно верующих во Христа.

Обычай совершать крестное знамение берет начало с апостольских времен. Христианский писатель третьего века Тертуллиан писал, «мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, возжигая светильник, одеваясь, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».

Первые мученики, идя на казнь, складывали крестообразно руки на груди, показывая, что они умирают за Распятого и Воскресшего Спасителя. Так, постепенно складывался обычай осенять себя крестным знамением, подобно тому, как это делают современные христиане.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: большой, указательный и средний слагаем вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаем к ладони.

Три пальца сложенных вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком. Через это действие мы признаем две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные пальцы на чело - для освящения нашего ума, на чрево (живот) - для освящения внутренних чувств, на правое и левое плечи - для освящения сил телесных.

В истории существует немало примеров, подтверждающих великую спасительную силу Креста.

Одно из чудных событий произошло в начале четвертого века, когда христианская вера утверждалась свидетельством множества мучеников, гонимых язычниками Рима. В то время Император Константин воевал с Максентием, властителем западной части Римской империи. Около полудня, идя во главе своего войска, он заметил на ясном небе блистающий крест, в средине которого были написаны слова: «сим победишь».

Константин был поражен этим чудом и весь день провел в размышлении о его значении. В следующую ночь ему явился Господь Иисус Христос и повелел ему сделать военное знамя с изображением креста и носить его как защиту от врагов.

Ободренный этим видением Константин одержал победу над войсками Максентия. Римская империя стала христианским государством.

О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯЩЕННИКА


Обыкновенное крестное знамение означает молитвенное обращение к Распятому на Кресте Господу и является выражением веры всех христиан.

Когда нас осеняют крестным знамением священнослужители – это называется благословением. Силу священнического благословения Господь указал еще в Ветхом Завете. Облекая священников властью благословлять народ, он говорит им: «Пусть призывают Имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их».

Имя Господа призывалось троекратно, где испрашивалось охраняющее благоволение Божие, милующая любовь и мир от Бога. Здесь видится прикровенное указание на Тайну Святой Троицы, подобно тому, как призывается Святая Троица в благословении священников Христовой Церкви: Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ветхозаветное благословение для сынов Новозаветной Церкви получило силу и значение с того времени, когда Господь Иисус Христос в день Вознесения на горе Елеонской поднял руки и благословил Своих учеников.

Подражая Спасителю, христианские пастыри также стали поднимать руки для преподания благословения верующим. Действуя властью и Именем Спасителя, они слагают персты так, чтобы в этом сложении изображалось Имя Иисуса Христа «Иисус Христос».

Сложенную руку православный священник возвышает с начертанием креста. Так вся сила благословения и освящения подается нам крестом. Во время богослужения, священник, осеняя народ крестообразно, желает ему мира, по примеру Христа: «Мир всем». В ответ на это верующие должны поклониться без крестного знамения.

Чтобы получить отдельно благословение от епископа или священника нужно подойти к нему, сложив руки крестом, ладонями вверх. Затем поцеловать руку, нас благословляющую как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Все Таинства и обряды Церкви действенны только в том случае, если принимающий их исполнен глубокой веры в их благодатную и спасительную силу.

Также нужно подходить к благословению через которое Сам Господь Иисус Христос подает нам благодать, милость и мир.

Весьма приятно то Богу, что делается с благословением…
Преподобный Антоний Оптинский



 
 
 
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню